Газета «Вестник»
Архив

№ 12 (586)
22 марта 2002


Заголовки в формате RSS

Рекомендации по подготовке к экзаменационному сочинению


Экзаменационное сочинение — не просто работа по русскому языку и литературе. Этот экзамен обязателен и для гуманитарных, и для естественных факультетов, поскольку таким способом проверяются память и добросовестность абитуриента (насколько внимательно он читал произведение), умение логически мыслить и связно, последовательно излагать материал и выражать свои соображения по его поводу, способность видеть предмет в наиболее существенных чертах (общим планом) и в характерных деталях, отбирать и группировать которые должен учиться специалист в любой области. Это проверка способности сосредоточиться и быть оригинальным не в произвольном фантазировании, а в объективном разборе текстов, которым оригинальность присуща в высшей степени. Раскрыть историческое и художественное своеобразие произведений, показать индивидуальное своеобразие мышления писателей означает понять и своеобразие нашего времени, нашего собственного мышления. Наконец, без знания русской литературной классики нельзя претендовать на то, чтобы считаться интеллигентным, хотя бы элементарно культурным человеком.

Процедура вступительного сочинения является более жесткой по сравнению с выпускным экзаменом в школе.

Следует назвать несколько особенностей, существенно отличающих школьный выпускной экзамен от вступительного экзамена в университет.

Во-первых, абитуриенты должны внимательно изучить программу по литературе для поступающих в Ульяновский государственный университет, так как она может несколько отличаться от школьной программы. При анализе выбранной темы необходимо, в первую очередь, использовать произведения, включенные в университетскую программу.

Во-вторых, на вступительном экзамене отсутствует свободная тема. Абитуриентам предлагается написать сочинение на одну из трех тем, которые ориентированы на определенные периоды истории литературы: первая половина XIX века, вторая половина XIX века, XX век. Целесообразно заранее определить период, по литературе которого будет написано сочинение, и при подготовке к экзамену уделить его повторению большее внимание.

В-третьих, продолжительность экзамена в вузе — 4 астрономических часа (вместо 6 часов в школе). Отсчет времени начинается с момента объявления тем.

Как лучше распределить время? Можно посвятить 5–10 минут выбору темы (если абитуриент «нацелен» на определенный период, то время на выбор темы не тратится). Не менее 2 часов уйдет на работу с черновиком, 20 минут на проверку черновика, 1 час на переписывание работы в чистовом варианте, и 30–35 минут необходимо оставить для проверки чистовика.

Объем сочинения зависит от характера темы, стиля и жанра сочинения. Например, тема по анализу лирического произведения, где необходимо приводить отрывки из стихов, или тема по сравнительной характеристики героев произведения, где следует проанализировать не менее двух действующих лиц, потребует значительного места для изложения. Но главный критерий в оценке сочинения — раскрыта или не раскрыта вами тема.

В-четвертых, на вступительном экзамене при написании сочинения не разрешается пользоваться никакой литературой, в том числе и текстами произведений авторов.

И, наконец, за сочинение на вступительном экзамене оценка по русскому языку и литературе ставится одна — по низшему результату: безграмотное сочинение даже при отличном содержании — это «два», и работа без единой ошибки, но не раскрывающая тему — тоже «два». Критерии оценок утверждаются непосредственно перед экзаменом и зависят, прежде всего, от конкурса на данную специальность. Но существуют базовые критерии, близкие к которым встречаются в большинстве случаев.

Оценка «5» ставится за сочинение:

— глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы, обобщения;

— стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

— написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

— допускается незначительная неточность в содержании, 1–2 речевых недочета.

В сочинении отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки.

Оценка «4» ставится за сочинение:

— достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания;

— написанное правильным литературным языком;

— стилистически соответствующее содержанию;

— в целом в работе допускается не более 2–3 неточностей в содержании и не более 3–4 речевых недочетов, незначительное отклонение от темы.

Допускается не более 4 орфографических и пунктуационных ошибок, из которых не более 2 орфографических.

Оценка «3» ставится за сочинение:

— в котором в основном раскрывается тема, в целом дан хотя и верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала;

— обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

— материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

— обнаруживается владение основами письменной речи, в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Допускается не более 8 орфографических и пунктуационных ошибок, из которых не более 4 орфографических.

Оценка «2» ставится за сочинение:

— которое не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без выводов и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст;

— характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

— отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок, в целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Оценка за содержание снижается при:

— несоответствии теме;

— неполном раскрытии темы;

— отсутствии необходимого фактологического материала;

— фактологических ошибках;

— логической непоследовательности пересказа и анализа;

— стилистических ошибках;

— примитивно построенных предложениях, бедном языке, речевых ошибках.

Письменная работа должна быть выполнена аккуратно, разборчивым почерком, одной и той же пастой, исключаются сокращения слов. Недопустимы пометки, которые могли бы раскрыть авторство работы. Не следует писать сочинение в стихотворной форме: инструкцией это запрещено.

Сочинение должно быть написано по традиционной структуре, включающей вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение могут быть примерно равны между собой, но вместе они должны составлять не более одной третьей всего объема сочинения.

Для подготовки к сочинению можно рекомендовать следующие учебные пособия:

Русская литература XIX-XX вв. В 2-х томах. М., 2000.

Литература (справочник абитуриента) / под ред. В.Е.Красовского, А.В.Леденева. М.: Слово, 2001.

Различия в процедурах проведения школьного экзамена по русскому языку и литературе и вступительного сочинения могут создать серьезные трудности, поэтому мы приглашаем всех абитуриентов принять участие в репетиционном экзамене по русскому языку и литературе, который поможет адаптироваться к условиям вступительных экзаменов.

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2021